Диагностика уровня экологической культуры школьников
МОБУ СОШ д.Романовка Давдекановского района РБ
Для выявления уровня экологической культуры обучающихся МОБУ СОШ д.Романовка, была проведена диагностика 5-9 классов. Для определения исходного уровня
сформированности экологической культуры использовалась методика Ю. А. Полещук. Школьники в естественных условиях, при непринужденном общении отвечали на вопросы анкеты. Всего в мониторинге приняло участие 28 человек. После анализа ответов была составлена диаграмма уровня сформированности экологической культуры обучающихся.
Анализ образовательного процесса экологической направленности
Первые представления об охране природы ученики получают в начальной школе. Эти вопросы рассматриваются при знакомстве учащихся с произведениями М. Пришвина, В.Бианки и других писателей, при проведении практических уроков и акций добра: «Уход за комнатными растениями», «Покорми птиц зимой», «Сбор семян для зимней подкормки птиц», «Домик для птиц». Одному учителю легче устанавливать межпредметные связи на таких уроках как чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство. Если в начальной школе одному учителю можно найти возможности для осуществления экологического образования, используя межпредметные связи, то с 5 класса это сделать становится трудней. Возрастает количество изучаемых дисциплин, возрастает количество учителей-предметников. Именно с этого времени нужно приступить к регулярному проведению интегрированных уроков, внеурочных мероприятий экологического содержания, используя метапредметные связи.
На уроках природоведения и биологии в 5-6 классах продолжается формирование знаний учащихся о живой природе при постановке опытов «Проращивание семян», «Влияние различных факторов среды на прорастание семян», «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю растения», и других.
В 7 и 8 классах так же есть элементы экологического образования.
Некоторые темы экологической программы включены в биологический материал 9, 10 классов.
При изучении многих тем курса географии рассматриваются экологические вопросы: воздействие человека на природный комплекс, охрана океана, поверхностных вод, атмосферы; изучаются экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых, проблемы металлургии, и других отраслей хозяйства и другие.
На уроках химии, посвященных производству кислот, синтезу белка, производству и использованию металлов изучаются вопросы влияния этих веществ на окружающую среду.
При изучении отдельных тем по физике затрагиваются вопросы экологии. Например, ядерная физика, производство электроэнергии и альтернативные источники получения электричества.
Обучающиеся школы участвуют в проведении экологических мероприятий разного уровня:
– Проведение экологических акций: «Зеленый патруль», «Посади дерево», «Сбор отработанных батареек», «Сдай макулатуру – сохрани дерево»;
– Классные часы экологического содержания;
– Неделя биологии и экологии;
– Интегрированные уроки химии и биологи;
– Конкурсы фотографий, рисунков, поделок;
- Всероссийской олимпиаде школьников по экологии;
- Проектно – исследовательская деятельность;
– Туристический слет;
– Конкурсы экологической направленности.