Учитель! Он всегда в дороге,
В заботах, поиске, тревоге,
И никогда покоя нет!
Он сам себя всех строже судит,
Он весь, земной он рвётся в высь;
Не счесть, пожалуй, сколько судеб
С его судьбой переплелись!
Д.С.Лихачёв.
Все мы родом из детства, а детство начинается с семьи и школы. Семья – это прежде всего мама, а школа – это прежде всего учитель. Для меня же это одно целое, потому что моя мама работает в школе, к тому же она мой первый учитель. Именно она своим примером пробудила у меня интерес к профессии.
С самого раннего детства для меня как будто не существовало других профессий. Передо мной никогда не стоял вопрос: "Быть или не быть?" Было одно заветное желание: "Быть! Быть только Учителем!" Хотя очень хорошо знала, насколько будет нелегким и тернистым этот путь.
И вот позади первые шаги в этой интересной профессии, и участие в конкурсе – это мой дебют. Ведь, для меня сейчас всё только начинается, мне ещё многому придется научиться и научить этому своих учеников …
Как педагог, я нахожусь в постоянном профессиональном поиске. Постараюсь поделиться своими мыслями о профессии учителя, раскрыть смысл своей педагогической деятельности.
Профессия учителя, на мой взгляд, одна из самых необычных. Почему? Потому что все считают, что учитель – это тот, кто учит. Но ведь это не совсем так: это дети нас учат. Как бы я смогла понять, как учить, если бы не мои ученики. Только с их помощью я вижу, что у меня получается, а что нужно изменить. Дети умеют учить лучше взрослых, они говорят и действуют открыто. Главное для меня – не задуть огонек желания ребёнка говорить о том, что он думает. Я уверена, что если учителю не хватает времени на то, чтобы услышать каждого ребенка, дети начнут приспосабливаться – говорить то, что от них ждут. Выход вижу в открытых вопросах, в общении с ребенком на равных, как с личностью. Только в этом случае на моих занятиях будет настоящее общение и «взаимное» обучение.
Дети сегодня особенные. Они сродни самому времени: такие же динамичные, неповторимые и порой неуправляемые. Но все они являются «материалом», из которого будет построено наше будущее. И многое в этом процессе зависит от школы, от педагогической позиции каждого учителя и моей в том числе.
Учитель – не просто воспитатель и психолог, он сценарист своего урока, режиссёр и, наконец, актер. Надо найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом.
Необходимо помнить, что каждый ребенок, по сути, – исследователь, и не нужно навязывать ему истины, а просто надо содействовать ему в открытии неизвестного.
Как же помочь? Проводить эффектные опыты? Заинтриговать? Да, возможно. Это увлекает и детей, и учителя.
Интересно наблюдать, как зажигаются глаза ребят, когда они начинают относиться к химии и биологии не как к сложным учебным предметам, а как к урокам, связанным с бытом, питанием, здоровьем, в общем, с жизнью. Например, натрий и калий – это не только металлы, химические элементы I группы периодической системы Д.И. Менделеева, но и элементы, без которых нам не обойтись. Натрий входит в состав той соли, которую мы употребляем в пищу. А без калия происходит сбой в сердечно-сосудистой системе. А как усваивается калий? Только в ионном виде. Интересно? Пишем уравнения, и пошла работа.
Д. И. Менделеев говорил: "Только тот учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силен в науке ею обладает, и ее любит». Поэтому задача учителя – дать детям знания, необходимые в жизни.
Я всегда думаю о том, какой он «идеальный» урок, есть ли он вообще. Каков он – самый «лучший» учитель? Кто достиг такого совершенства? Как и когда можно достичь звания «лучший» в призвании Учитель?
Желая ответить на эти вопросы, я живу, работаю, учусь и верю, потому что знаю, мой лучший урок еще впереди!
Самое главное, на мой взгляд, в профессии педагога понимать и любить ребёнка. Открыть ему свое сердце, впустить и принять его таким, какой он есть. Важно, помочь ребенку научиться радоваться простому и сложному, обыденному и необыкновенному, не только своим победам и достижениям, успехам и открытиям, но и радоваться неудачам. А что такое неудача? Это лишь ещё одна возможность стать лучше. Школа, с помощью учителя, должна стать школой радости, где каждый день маленького ученика ожидает радость встреч с одноклассниками и учителем, радость новых знаний и впечатлений.
Закончить хочу стихотворением С.В. Беловой.
Думала: главное - формировать,
Делать, ваять, лепить.
Думала: верный маршрут показать,
Править, лечить, учить.
Думала: рваться, бороться, рубить,
Мчаться, коль сила несёт.
А оказалось - всего лишь любить.
Только любить. Вот и всё.